Неделя кончается в среду

Пасхальная неделя 2018: приметы, обычаи и традиции Светлой седмицы после Пасхи

Первая неделя после Пасхи с 9 апреля по 15 апреля 2018 в Православной Церкви называется Светлой седмицей.

Светлая седмица (светлая неделя, пасхальная неделя): Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин.

О посте и молитве

После длительного пути Великого поста Святая Церковь предлагает своим чадам менее строгий устав. В Светлую седмицу положено радоваться тому событию, которое легло в основу нашей веры — Воскресению Господа Иисуса Христа.

Поэтому в течение последующих семи дней все посты отменяются, а значит, в среду и пятницу нет никаких ограничений в пище. Послабление распространяется также и на молитвенное правило.

В Светлую седмицу положено читать пасхальные часы вместо привычных нам утренних и вечерних молитв.

Об особенностях богослужений

Особыми являются и богослужения Светлой седмицы.

Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день: повторяется одна и та же служба, причем она целиком поется, и ничего не читается. Во время каждой Божественной литургии совершается Крестный ход, символизируя собой шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата в храмах открыты в знак того, что Гроб Господень пуст, камень от дверей его отворил Ангел.

В это время все прихожане могут наблюдать за происходящим в алтаре. Богослужения этих дней выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин.

Перед Причастием в эти дни читается последование ко Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

В Светлую субботу, прихожанам будет раздаваться великая святыня — артос, освященный в Пасхальную ночь. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Не совершаются на Светлой седмице Таинство венчания и чтение заупокойных молитв. Даже отпевание усопших более чем наполовину состоит из песнопений Пасхи.

О времяпровождении Светлых дней

Светлая седмица — это не время загула, в эти святые дни не подобает пускаться «во все тяжкие».

Не стоит проводить это время в мирских развлечениях, чрезмерно есть и тем более упиваться вином.

Ведь Пасха — это радость Царствия Небесного и ради вечной радости, которая уготована верующим, стоит проявить воздержание здесь, на земле.

Лучшее и самое полезное, что мы можем сделать во дни Светлой седмицы – это посетить храм, сделать доброе дело, вспомнить об обездоленных и по возможности постараться поделиться с ними своей радостью.

В эти дни, конечно, можно гулять на природе, ходить в гости, но нужно помнить о Христе и, что настоящая радость будет только с Ним.

Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16).

Христианство — это и есть Пасхальная радость.

Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о Воскресении Христа.

***

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пасхальные часы, Часы Святой Пасхи — многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, замещающая собой в дни пасхальной седмицы Первый час, Третий час, Шестый час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, Утренние молитвы и Вечерние молитвы. В отличие от обычных часов (церковных служб), Пасхальные часы никогда не изменяются, не содержит псалмов и покаянных молитв (кроме Господи помилуй). Как и все пасхальные чинопоследования, Пасхальные часы исполнены радости и благодарения Христу Богу.

Вначале иерей возглашает: «Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в», а при его отсутствии мирянин начинает чтение словами: «Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.»

Далее всё кроме возгласа и отпуста священника поётся

«Ами́нь.»
Тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.» (трижды)
Воскресная песнь, глас 6: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су,..» (трижды)
Ипакои, глас 8: «Предвари́вшия у́тро я́же о Марии́, и обре́тшия ка́мень отва́лен от гро́ба,..»
Кондак, глас 8-й: «А́ще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу,..»
Также и тропари, глас тот же: «Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, в ра́и же с разбо́йником,..»
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.»
«Я́ко Живоно́сец, я́ко ра́я красне́йший, вои́стинну…»
«И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся,..»
«Го́споди, поми́луй» (40 раз)
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м,..»
«И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.»
«Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.»
«Ами́нь.»
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.»(трижды)
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Го́споди, поми́луй» (трижды)
«Благослови́.»
Священник произносит отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с, и́стинный Бог наш,..»
«Ами́нь.»
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.»(трижды)
«И нам дарова́ живо́т ве́чный, покланя́емся Его́ тридне́вному Воскресе́нию.»
Предстоятель либо старший из мирян трижды восклицает:»Христо́с воскре́се!»
Молящиеся трижды отвечают: «Вои́стину воскре́се!»

Неделя 2-я – апостола Фомы. Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντι – вместо-, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.

Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.20:25). Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20,29). А также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой.

В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Неделя 3-я – святых жен-мироносиц

В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых. Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа (Мк. 15:43-46;16:1-8). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.

По примеру святых жен-мироносиц, и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол (Рим. 8:38–39), ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Неделя 4-я – о расслабленном

В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший (Ин. 5:1–14).

Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Ин.5:39). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12).

Кондак праздника: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два величайших христианских праздника – Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится в тропаре Преполовения: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Неделя 7-я – святых отцов I Вселенского Собора

В эту неделю празднуется память 318-ти Отцов I Вселенского Собора, проходившего в 325 г. в г. Никее при императоре Константине Великом.

Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием упования нашего спасения.

По приглашению святого Константина в Никею собрались представители Христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Собор, как сказано в Синаксаре недели, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом трудов Собора стали семь первых членов исповедуемого православными Символа Веры, дополненного позже на II Вселенском Соборе.

Тропарь святым отцам: Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.

***

Череда недель по Пасхе завершается величайшим торжеством Христианства – праздником Пятидесятницы (Троицы), ознаменованным сошествием обетованного Утешителя Святого Духа на учеников и апостолов Господних и рождением Христовой Церкви. Той Церкви, о которой Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея (Мф.16:18).