Алалия у детей

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать аутизм или олигофрению. Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых индивидов, слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.


Работа логопеда с ребенком, имеющим моторную алалию — 5 основных этапов

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

У ребенка моторная алалия — что делать родителям?

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Поделитесь с друзьями:

Виды, их причины и признаки

Причина алалии — повреждение головного мозга, которое возникло еще внутриутробно, во время родов или в первые пару лет жизни:

  • инфекция во время беременности;
  • гипоксия плода (связанная, например, с курением матери);
  • тяжелый токсикоз;
  • угроза прерывания беременности;
  • травмы беременной;
  • асфиксия (удушье) из-за обвития пуповиной или заглатывания околоплодных вод;
  • скоротечные или затяжные роды;
  • тяжелая недоношенность;
  • травмы при прохождении малышом родовых путей, применения акушерских щипцов или вакуум-экстрактора;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.

Если тщательно опросить родителей малыша-алалика, можно найти сразу несколько причин задержки речи.

Все эти повреждения тормозят развитие клеток головного мозга – нейронов. Их остановка на стадии незрелых клеток происходит не локально, а во многих отделах коры.

Поэтому у младенца с отсутствием речи может быть другая неврологическая патология: склонность к неврозам, неврастении, проблемы с памятью, мышлением.

Главный симптом любой алалии – невозможность разговора. Так как речь – процесс сложный, состоит из понимания и говорения, то алалия делится на несколько видов.

Моторная

Крошка с таким нарушением понимает обращенную к нему речь, однако в ответ ничего сказать не может. Таким деткам доступен весь диапазон артикуляции, все звуки.

Но попытка сложить слова ни к чему не приводит, так как они с трудом могут воспроизводить последовательность движений губ и языка, необходимые для речи.

Малыши-алалики начинают позже гулить, лепетать, а при попытках первых слов все звуки у них путаются. Проблемы с звукопроизношением могут легко привести их к заиканию.

Самые грубые и тяжелые формы моторной алалии проявляются лепетом и активными, бурными жестами. Часто в речи преобладает негативизм, в виде повторения слов «нет», «не надо» в ответ на любое предложение.

Ребенок с моторной афазией не склоняет слова, почти все существительные использует в именительном падеже: «хочу мама». Если просить его показать, где яблоко, а где яблоки — он не сможет различить картинки.

Малыши с моторным нарушением с трудом составляют даже короткий рассказ по картинке — им не поддаются причинно-следственные связи, сложно сопоставить событие и время.

А есть ли какие-то особенности памяти у детей с моторной алалией?

Помимо речевых нарушений, у таких малышей всегда есть неречевые пробелы в развитии. Концентрация внимания снижена, есть проблемы с памятью и мышлением: объем памяти небольшой, слова запоминаются сложно, быстро забываются.

Новые слова часто употребляются неправильно, даже пассивный запас у такого малыша очень медленно пополняется новыми выражениями.

Страдает двигательная память: если попросить его повторить движения, он выполняет их с ошибками. Очень затруднена у моторных алаликов мелкая моторика – застегивание пуговиц, замков, игра с сортером.

Это подтверждает, что развитие мелких движений рук тесто связано с речью.

Сенсорная

Детям с сенсорной алалией недоступно понимание слышимых слов. В ответ на любое обращение к малышу можно услышать настоящий винегрет из слов и звуков, которые алалик когда-то слышал.

Но значение этих слов ему не понятно, поэтому какого-либо смысла такой речевой поток не несет.

Сопоставляя звук с движением губ, ребенок с сенсорным нарушением речи постепенно сможет запомнить значение некоторых слов, звуков, повторять их и даже употреблять.

Однако, это будет действительно только для того контекста, в котором ребенок слово услышал. Любое изменение ситуации, изменение формы слова, числа – для малыша это снова пустой звук.

Все сенсорные алалики стараются по максимуму использовать жестикуляцию, мимику для объяснения потребностей. Часто они чрезмерно «разговорчивы» — постоянно бессмысленно лопочут.

Изолированная сенсорная алалия встречается очень редко, обычно это смешанное расстройство, ведь слух и разговор неразрывно связаны.

Если хотите узнать, что можно дать грудному ребенку от запора, прочтите нашу статью.

Часто возникает ситуация, когда болит ухо у ребенка; что можно сделать родителям для облегчения страданий малыша? Ответ на вопрос .

У ребенка диатез на щеках — что делать? Об этом расскажет данный материал.

Сенсомоторная

Сочетает признаки моторной и сенсорной алалии. В наиболее тяжелых формах этого нарушения малыши не говорят совсем, не понимают обращенных слов, быстро отстают в развитии.

Сенсомоторный тип отсутствия речи сопровождается неврологическими проблемами: склонность к истерикам, перепадам настроения, неврозам.

Из-за очень плохой обучаемости при отсутствии должного лечения вторичная умственная недостаточность развивается скорее, чем при моторной форме.

Видео с передачи “Спросите доктора” расскажет о симптомах сенсорной, моторной и сенсомоторной алалии у детей:

Лечение

Чем раньше начать занятия с малышом, тем лучшего эффекта можно достичь. Головной мозг младенца – развивающаяся структура, его можно и нужно стимулировать.

Лечение должно быть комплексным, проводится неврологом, психологом, логопедом. Не стоит забывать о физиотерапевтических методах: магнитотерапия, лазеротерапия, электрофорез, электропунктура, электростимуляция.

Эти методы особенно эффективны в сочетании с медикаментозным лечением. Назначаются ноотропные препараты, витамины, успокаивающие.

Главное при коррекции алалии у детей – логопедические занятия: они должны быть длительными, частыми и направлены на все стороны развития речи.

Коррекция при разных формах нарушения

Так как моторный тип отсутствия речи характеризуется проблемами с артикуляцией, на первое место в занятиях ребенка с алалией с логопедом здесь встает тренировка произношения.

Малыш будет стараться произносить звуки, слоги, слова за логопедом, имитируя его положение губ. Занятия должны быть направлены на постепенное расширение словарного запаса.

В работе с ребенком с моторной алалией широко рекомендуется логопедический массаж – это воздействие на мышцы лица, щек, губ, языка, неба.

Такой массаж расслабляет или стимулирует мышцы, отвечающие за артикуляцию, улучшает их кровоснабжение. В результате улучшается произношение и артикуляция звуков.

Дети с сенсорной формой нарушения нуждаются в соотношении звуков и слов с картинками, предметами, действиями.

На занятиях с ними важно проговаривать каждое движение, постепенно расширяя лексику, обучая правильному употреблению слов, построению фраз.

Приемы активизации речи

Активизация речи во время занятий должна быть постепенной, не вызывать у ребенка негатива и усталости.

Упражнения для детей с нарушением речи направлены на развитие внимания, умение слушать, понимать речь, уточнять смысл слов, которые называют предметы, действия.

Детям даются различные поручения, приказы, инструкции. Все материалы подбираются наглядные, конкретные. Используются картинки, книги с красочными иллюстрациями, короткие сказки.

Сначала задания подбираются такие, чтобы ответом было действие, например, «принеси мяч». Постепенно, с активизацией словаря малыша просят назвать цвет предмета — «мяч какой?».

Так, шаг за шагом, расширяется активный словесный запас сначала за счет существительных, затем прилагательных, глаголов.

Развивающие занятия

Во время занятий с алаликом развивают двигательную моторику и речевые моменты. Наиболее предпочтительны и интересны малышам двигательные упражнения, сопровождающиеся несложными звуками:

  • «Козочка». Дети топают ножками, повторяют «топ, топ, топ»;
  • «Жуки». Изображается жужжание – дети машут руками, говорят «жжжж»;
  • «Лошадка». Дети высоко поднимают ножки, говорят «цок цок»;
  • «Зайчик». Дети, подпрыгивая, говорят «скок-скок».

Используются упражнения, стимулирующие артикуляцию:

  • сделать язык плоским, как «лопатка», или «чашечкой»;
  • изображать цоканье лошадки языком;
  • движение языком, имитирующее то, как кошка лижет молоко;
  • вытягивание губ трубочкой – растягивание губ в улыбке.

Что можно сделать в домашних условиях, каков прогноз

Внимательно наблюдайте за занятиями у логопеда, воспроизводите их дома. Ежедневные занятия с логопедом не заменят ответственных родителей, которые готовы к регулярным тренировкам.

Так как основная проблема детей с алалией – в понимании и воспроизведении речи, то самое главное – не молчать.

Мама или папа должны постоянно комментировать свои действия, медленно, громко, четко: «Маша кормит кису. На, киса!».

Слова должны быть короткими, простыми, понятными в соответствующем возрасте. Между предложениями делайте большие паузы, давая время понять.

Старайтесь говорить так, чтобы малыш видел ваши губы – это важно для сенсорной формы нарушения. Если алалик произносит слово, подходящее по ситуации, старайтесь разобрать его и повторить правильно.

Например, малыш говорит «нан», глядя на банан – четко повторите несколько раз «банан». Только такие регулярные занятия могут принести пользу.

Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, особенно это актуально для детей с моторной формой. Точки, находящиеся на кончиках пальцев, с помощью нервных импульсов стимулируют речь. Учитесь застегивать пуговички и замочки.

Занятия делайте короткими, замечайте усталость малыша и вовремя прекращайте. Не стоит допускать того, чтобы он нервничал, иначе за занятиями у него закрепятся негативные ассоциации.

Мамам на заметку: можно ли промывать нос Мирамистином ребенку? Рекомендации педиатров — в данном материале.

Аденоиды у детей: их симптомы и признаки рассмотрены в нашей статье. Узнайте больше!

О причинах возникновения атопического дерматита у детей можно узнать из этой публикации.

Особенности отправления в ДОУ и школу

Ребенок с алалией, независимо от ее типа, может претендовать как на обычное учреждение – обычный районный сад или общеобразовательную школу, так и на специальное, коррекционное.

Для определения, есть ли у малыша показания к посещению коррекционного сада или школы, проводится психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Это несколько специалистов — психолог, логопед, психиатр, дефектолог.

Комиссия – некомфортное мероприятие. Несколько незнакомых взрослых будут приставать с вопросами. Важно постараться подготовиться заранее, объяснить, что вреда никто не причинит.

Различными вопросами и просьбами специалисты оценивают общее, психическое, моторное, психиатрическое, речевое развитие малыша.

Результаты ПМПК содержат три пункта:

  • доступны ли общеобразовательная школа, обычный сад;
  • рекомендуется ли посещение коррекционного дошкольного заведения или школы;
  • наблюдение у каких специалистов, как часто показано.

Если по итогам комиссии дошкольник может посещать сад для обычных детей, ему не показано посещение коррекционного заведения (илитакого нет рядом по вашему месту жительства) – малыш может отправляться в обычный сад.

ПМПК для школьника может посчитать, что ему не противопоказана обычная школа, но рекомендуется коррекционная. На выбор родителей школьник может посещать как одну, так и другую.

Если выбрана районная общеобразовательная школа, стоит следить, успевает ли школьник за занятиями, комфортно ли ему.

Если появятся проблемы, школьник может отправиться на повторную комиссию и претендовать на место в коррекционной школе.

Если ПМПК считает, что ребенок не потянет обычную школу, то директор общеобразовательной школы может отказать в приеме, ссылаясь на заключение комиссии. Тогда лучше для развития школьника подыскать специальную школу или коррекционный класс.

Количество детей с диагнозом «алалия» ежегодно растет. Причина тому – более ответственный подход родителей к развитию ребенка и диагностика.

Интеллект при речевой алалии у детей изначально хороший, но, так как малышу не доступны разговоры и многие другие способы, он может не понимать обращенные к нему слова, постепенно малыш-алалик начнет отставать от сверстников.

Все формы нарушения речи подвластны исправлению, но необходимо как можно раньше определить диагноз и начать лечение, чтобы обеспечить счастливое, разговорчивое будущее.

Что такое алалия

Алалиями принято называть группу речевых расстройств, при которых у ребенка с нормальным слухом и интеллектом не формируется речь, или же она возникает с очень большим опозданием.

При алалии речь может отсутствовать полностью – ребенок просто молчит, или же почти полностью, – то есть, он произносит отдельные нечленораздельные слова, непонятные для окружающих.

Кратко остановимся на том, как формируется речь при нормальном варианте развития.

— Первые слова появляются около года.
— К двум годам дети должны общаться короткими простыми предложениями. Предложения эти, конечно, еще очень несовершенны – могут быть пропуски слов, которых ребенок пока не знает. Многие слова произносятся искаженно и звучат очень забавно. В этом возрасте дети осваивают звуковой состав слов и учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания. Речь окружающих, когда она касается знакомых предметов и тем, они понимают хорошо.
— В три года ребенок должен говорить вполне грамотно, полноценными предложениями, почти как взрослый. С той лишь разницей, что его речь будет выражать его пока еще небогатый жизненный опыт. Неправильное произношение отдельных звуков в этом возрасте естественно и не считается отклонением от нормы.

Развитие речи при алалии
— Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрезвычайно медленно. Так что к возрасту десяти (а то и двенадцати лет) ребенок будет говорить, почти как двухлетний или трехлетний, очень неразборчиво – неполноценной, грамматически неоформленной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.
— Речь может начать, более или менее активно, развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показателей, так что обучение в обычной школе окажется для него недоступным.

В любом случае у детей с алалией будет возникать отставание в интеллектуальном развитии, обусловленное речевой недостаточностью. Говорить о наличии у ребенка алалии можно, начиная с трех лет. До этого времени принято считать, что у него задержка речевого развития.

Задержка речевого развития обычно преодолевается ребенком самостоятельно (чаще всего оставляя после себя следы в виде неполноценного произношения звуков и предрасположенности к нарушениям письменной речи).

Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда до того молчавший ребенок примерно в три года вдруг начинает говорить совершенно полноценной, развернутой фразой, выговаривая все или почти все звуки.

Отличить задержку речевого развития от алалии сложно (здесь есть только один надежный критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому неговорящего ребенка уже в два года нужно проконсультировать у логопеда. Занятия, по-возможности, нужно начать, как можно раньше.

Если у ребенка задержка речевого развития, логопедические занятия подтолкнут у него развитие речи и помогут предупредить неизбежные при этом дефекте осложнения. Для ребенка с алалией вовремя предпринятые логопедические занятия – единственная возможность обрести полноценную речь. Длительность курса коррекции зависит от формы и тяжести нарушения, но даже при самом «благоприятном» течении алалии вряд ли может быть меньше полгода.

Алалия бывает трех видов, и, проверив речь своего ребенка, родители могут предположительно определить, с какой формой алалии ему предется «бороться».

Сенсорная алалия

Ребенок не может научиться говорить из-за того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». При этом любые другие «неречевые» звуки он слышит очень даже хорошо и реагирует на них.

Собственная речь у такого ребенка обычно отсутствует полностью, или могут быть отдельные лепетные слова, могут быть эхолалии (когда он повторяет только что услышанное слово, если на короткий период способен его запомнить).

Поскольку ребенок не воспринимает звуков речи, он не понимает речь окружающих.

Сенсорная алалия может быть выражена в разной степени.

— Ребенок может полностью не воспринимать речевые звуки – не обращать на них внимания. Тогда он совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.

— У ребенка может, вообще, отсутствовать реакция на человеческий голос. Он не слышит и не различает голоса людей.

— Ребенок может воспринимать некоторые звуки речи и их сочетания, но очень плохо различать их между собой. Тогда он откликается на словесные обращения, но смысла их все равно не понимает или понимает очень отдаленно.

В основном, он ориентируется, исходя из ситуации, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, повороты головы и примерно догадывается, о чем идет речь, и что происходит. В этом случае родители могут считать, что у ребенка – вполне удовлетворительное понимание речи.

Чтобы ориентировочно определить, есть ли у ребенка сенсорная алалия, родителям нужно проверить, понимает ли он простые инструкции и значения слов. Предлагайте ему совершать хорошо знакомые действия (подойти к чему-либо, принести что-то и т. п.). Просите показать ту или иную вещь (окно, стол), совершить то или иное движение (сесть, лечь, идти). Все инструкции должны быть в исключительно словесной форме, полностью избегайте, какой бы то ни было, жестикуляции: указательных жестов, поворотов головы, взглядов на предмет. Проверьте также, как ребенок реагирует на звуки речи и человеческие голоса. Окликайте его за спиной (эй, ау), произносите гласные и согласные звуки и наблюдайте, привлекают ли они его внимание. У ребенка, не понимающего речи, нужно обязательно проверить физический слух.
Моторная алалия

Ребенок не может научиться говорить из-за того, что плохо управляет своими речевыми органами (языком, губами, нижней челюстью).

При этом его мышцы абсолютно здоровы, он просто не может ими действовать по своему усмотрению (произвольно). Причем, ему не удаются, или плохо удаются только речевые движения (он не может произносить звуки речи, а значит, слова), однако неречевые движения находятся в полном порядке (он открывает рот во время еды, жует, облизывается, улыбается и т. п.).

Понимание речи при этой форме алалии сохранно.

Моторная алалия может быть выражена в разной степени.

— Ребенок может быть неспособен совершать любые произвольные движения органами речи, – даже просто по заданию открыть рот. Однако те же самые непроизвольные действия не страдают (то есть, он прекрасно открывает и закрывает рот во время еды). При такой выраженности нарушения ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.

— Ребенок способен совершать простые произвольные движения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая речь. Он может очень несовершенно произносить ограниченное количество слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и то же слово каждый раз может произноситься по-разному, поскольку он не запоминает составляющих его речевых движений.
Чтобы приблизительно понять, есть ли у ребенка моторная алалия, родителям нужно определить, насколько хорошо он управляет своими речевыми органами. Проверьте, может ли он совершать по подражанию (вслед за вами по вашему показу) определенные движения органами речи: открывать и закрывать рот, высовывать язык изо рта и убирать обратно, улыбаться и вытягивать губы в трубочку, поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз. Движения нужно выполнять, глядя в зеркало. Если ребенок не справляется с этими действиями, проверьте, способен ли он, вообще, по заданию совершать хотя бы какие-нибудь движения органами речи. Например: попросите его открыть рот, несколько раз покажите это действие, скажите, чтобы он представил себе, как он ест, поднесите ему ко рту ложку. Или: улыбнитесь, изобразите смех, предложите ребенку посмеяться вместе.

Сенсомоторная алалия

Она представляет собой комбинацию описанных выше слуховых и двигательных нарушений, выраженных в разной степени, поэтому является самым тяжелым речевым дефектом.

Полякова Марина Анатольевна